ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Василенко Л.И. Глобальные проблемы // Современная западная философия: Словарь. Издание второе, переработанное и дополненное. Ред. и сост. Малахов В.С., Филатов В.П. — М.: ТОН-Остожье, 1998, с.…
— область философских исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности, анализируются философские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования, поисков путей перестройки мирового экономического порядка и пр. В философии Г.п. нет единых подходов и общепризнанных концепций, она существует сейчас в виде набора принципов и установок, главные из которых сводятся к следующему. Вопреки расколотости современного мира резкая интенсификация связей и взаимодействий ведет к его объективному единству. Это единство хозяйственных связей, социальных процессов и исторических судеб разных стран, а также культуры, науки и техники предопределяет общность будущего для всего человеческого рода. Поиски путей гармоничного объединения человечества — основная проблема философской глобалистики, которая, однако, еще не получила убедительного решения. Предложены только отдельные варианты, как, например, создание транснациональных структур вплоть до мирового правительства, создание экологически сбалансированной глобальной экономической системы, достижение глобальной демографической стабилизации, формирование глобальной культуры нового типа. Придавая определяющее значение общечеловеческим ценностям и культурно-историческому универсализму, философия Г.п. апеллирует к становлению нового сознания как к решающему субъективному фактору будущего мирового развития. Она ассоциирует себя со становлением и распространением чувства сопричастности жизни человека глобальному целому природы и космоса, с его сознанием ответственности за будущее мира и истории, за судьбы культуры и духовной жизни. Это ведет к признанию культуры реальностью, более важной для судеб будущего мира, чем политика, а глобальной экологической и гуманистической этики — духовной первоосновой, над которой должны надстраиваться разные виды и формы общественного бытия.
Проблема человека в философии Г.п. рассматривается как центральная для всего комплекса глобальных проблем современности. В ней можно выделить два подхода. Римский клуб ставит проблему человека главным образом в прагматической плоскости — как задачу укоренения, совершенствования и развития новых «человеческих качеств», ориентированных на будущий миропорядок и глобальное сознание. Второй подход ориентирован на формирование и укоренение нравственной ответственности за природу и за создание альтернативной цивилизации и культуры что может взять на себя только духовно зрелая и свободная личность. Философия Г.п. противостоит любым формам фанатизма и экстремизма, она отвергает революционные методы преобразования действительности и делает акцент на эволюционных изменениях сначала в сознании людей, а затем и в социально-экономической и политической практике. Она также пытается выявить в самых разных политических, философских, психологических и религиозных концепциях общее и взаимосогласующееся и сделать это общее источником культурного обновления и универсальной морали для всего человечества.
Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1974; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980;
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990; Сидорина Т.Ю. Человечество между гибелью и процветанием. М., 1997.
Василенко Л.И.
См. также статью: ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ