|
Леонид Иванович Василенко (31.05.1946–16.07.2008) — известный ученый, специалист в области истории русской религиозной философии и философии религии, доцент кафедры философии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), кандидат философских наук. Его перу принадлежат книги «Введение в русскую религиозную философию», «Введение в философию религии», «Краткий религиозно-философский словарь», а также статьи по религиозной философии, богословию, экологии и культуре.
Леонид Иванович родился в станице Октябрьской Павловского района Краснодарского края в семье рабочего.
В 1970 г. окончил Московский физико-технический институт (г. Долгопрудный Московской обл.), два года работал как инженер-физик в городе Дубна Московской обл. в Объединенном институте ядерных исследований.
С 1972 по 1975 гг. — аспирант Института философии Российской Академии наук (г. Москва), где специализировался по философским вопросам естествознания. Кандидатскую диссертацию на тему «Методологические аспекты синтеза знаний в экологии» защитил в 1977 г.
В 1975 г. работал в Научно-информационном отделе «Информкультура» Государственной библиотеки им. Ленина.
С 1976 по 1990 гг. был научным сотрудником Института философии Российской академии наук, с 1990 по 1994 — старшим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам РАН в Москве.
С 1989 по 1993 гг. преподавал философию в Московской Духовной Семинарии (г. Сергиев Посад). С 1994 и до кончины — преподаватель кафедры истории зарубежной культуры, а затем старший преподаватель кафедры философии ПСТГУ, г. Москва (вёл курсы: История русской религиозной философии, Философия религии, Философская герменевтика, Философская антропология, Основное богословие). Работал в ПСТГУ (ранее ПСТБИ) с момента его основания, был ведущим педагогом, автором монографий и учебных пособий, проводил активную научную и педагогическую работу среди аспирантов и студентов.
Начиная с 1990-х гг. в разное время преподавал философские дисциплины также в Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге, в Институте философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, в Общедоступном православном университете им. о. Александра Меня, в Библейском Богословском Институте им. апостола Андрея, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, читал уникальный для России курс «Основы герменевтики Св. Писания» и в Колледже библейских основ церковных служений «Наследие». Последние 14 лет преподавал и в Московской семинарии евангельских христиан (по дисциплинам: Философия, Философия религии, Мировые религии, Христианская этика, Культы, Русская Православная Церковь).
В первые годы работы радио «София» был одним из его ведущих. На радио «Мария» — ведущий программ «Свидетели веры», «Русские религиозные философы», «Основы веры», «Вопросы христианской этики». Участвовал в беседах на радио «Россия», «Свобода», «Теос» и в телепередачах.
Член редакционного совета журналов «Истина и жизнь», «Приходские вести».
Из автобиографии 2004 года
«Теперь кратко о духовной стороне автобиографии. Мое обращение к вере произошло в 1975 г. под влиянием чтения православной духовной литературы, в частности, книг о. Александра Меня, православного священника, свидетеля веры, служителя Слова, погибшего 09.09.1990 под Москвой. Вначале это обращение было скорее интеллектуальным, чем от глубокого переживания сердца. Я начал открывать для себя смысл Св. Писания и церковного Предания и понял, что спасает только Христос, что в нашей Церкви было, есть и всегда будет реальным действенное присутствие Христа.
Я полюбил дело Христово, совершаемое на земле, вначале, наверное, больше дело, работу, чем самого Христа. Это не было тогда полным обращением сердца. Больше хотелось тогда найти общину, где я почувствовал бы себя своим, принятым. Господь, очевидно, не поддерживает таких субъективных намерений и интересов. В окружении о. Меня я не увидел такой общины, которую готов был бы признать подлинно церковной. Господь провел меня через кризис, итогом которого стало выпадение — после гибели о. Меня — из “меневской” среды и, надеюсь, более основательное православное воцерковление. Решающим критерием стало ясное осознание, что надо потрудиться для Господа и Церкви, посвятив этому оставшуюся часть жизни. Благодаря свидетельству веры о. Александра, я принял как свою именно Русскую Православную Церковь — со всеми ее бедами и проблемами, накопившимися за многие века нашей трагической истории.
Будучи философом по подготовке и роду занятий, я нашел возможность использовать свои знания, чтобы мой труд стал нужен Церкви. Философию понимаю как одно из средств, созданных культурами разных времен и народов, нужных для церковного служения, для содействия тому, чтобы приводить к Господу всех, кто жаждет спасающего Слова и ищет Высшей правды».
|