|
Роза Адамянц
Вера и преданность
Истина и Жизнь, 2008, № 3, c. 18–23.
Читать статью в журнальной верстке, с фотоиллюстрациями(формат PDF, 1,09 Мб)
Всегда трудно смириться с уходом из жизни хорошего человека, доброго друга,
знакомство с которым продолжалось многие годы. Но с прискорбием и тяжёлым сердцем надо произнести слова, к которым пока ещё трудно привыкнуть: 16 июля 2008 года ушёл из жизни Леонид Василенко — философ, педагог, член редакционного совета «Истины и Жизни»
Леонид Иванович Василенко
родился на Кубани в 1946 году.
В 1964-м поступил в Московский физико-технический институт, окончил его в 1970-м —
и резко изменил направление своих
научных интересов: поступил в аспирантуру Института философии АН.
Он стал заниматься вопросами экологии, что по тем временам было довольно смелым решением, поскольку экология в Советском Союзе считалась
наукой буржуазной. В 1975 году он защитил диссертацию и стал кандидатом
философских наук.
В начале 1970-х вместе с блестящей группой интеллектуалов (среди которых были физики из Дубны и Москвы)
Леонид Василенко познакомился сначала с трудами о. Александра Меня, а
затем и с ним самим. Вскоре он стал прихожанином Сретенского храма в
Новой Деревне, одним из представителей тех людей, работа с которыми, как
впоследствии признается он, принесла о. Александру «наверное, больше огорчений, чем радостей, и почти не дала ему настоящих помощников, которые были бы ему верны и преданы так же, как он сам был верен и предан своим
наставникам». Однако эти слова никак нельзя отнести к самому Леониду Василенко. Про него можно с уверенностью сказать, что он остался верен и
предан своему учителю навсегда.
Круг интересов молодого учёного
был очень широк. Общение с о. Александром Менем, безусловно, повлияло
на его творческие поиски и направление научной деятельности. Начав как
философ, занимающийся вопросами экологии, Леонид Иванович в дальнейшем глубоко изучает историю русской религиозной философии. Его интересуют творчество и жизненные пути таких мыслителей, как Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, о. Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и другие. Это были забытые, вычеркнутые из светской и официальной
церковной культуры имена. Освоить
наследие этих религиозных философов, по мнению о. Александра, было
чрезвычайно важно для возрождения и развития русской мысли и русского богословия в
постсоветской России. Постепенно их творчество становится основным
предметом исследований Леонида Василенко: этой теме он посвятит курс
лекций по истории русской религиозной философии, который будет читать в духовных
учебных заведениях, православных и католических, в частности,
в Общедоступном православном университете, основанном протоиереем Александром
Менем, и в Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Этот курс
лекций ляжет в основу книги «Введение в русскую религиозную философию», которая уже
выдержала два издания (1999; 2004). Надо отметить:
хотя осмысление роли представителей русского религиозного ренессанса начала ХХ века
у Л. Василенко во многом совпадает с
тем, что писал и говорил о. Александр,
тем не менее в своём подходе к этой теме, в своих рассуждениях он оригинален и самобытен. Он читал также курс лекций по философии религии и подготовил к изданию книгу, опубликовать которую, к сожалению, не успел. Но стараниями его коллег по кафедре философии в Свято-Тихоновском гуманитарном университете
эта книга в ближайшем будущем выйдет в свет.
Среди трудов Леонида Василенко важное место занимает Краткий религиозно-философский словарь (М., 1998). По признанию редактора этой книги А. Калмыковой, словарь не является компиляцией давно отработанных, кочующих
из энциклопедии в энциклопедию, из словаря в словарь формулировок; это
совершенно оригинальный, свободный от идеологии труд, отражающий
христианские воззрения и объективизм автора.
Наряду с глубоким проникновением
в творческое наследие русских философов Леонид Василенко не переставал заниматься вопросами экологии.
Но теперь это было не просто их осмысление в контексте классической
философии и социологии, а библейский подход к данной проблеме, о
чём, в частности, говорят его статья
Поиски оснований и источников экологической этики, опубликованная на заре перестройки в журнале «Вопросы философии» (№ 2, 1986), более поздняя работа Отношение к природе и Библия («Мир Библии» № 4, 2005) или доклад
Любовь к природе и преображение мира,
прочитанный на конференции в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.
Интересовали его и мистические откровения в творчестве русских писателей и философов. Для него это было явлением культуры, которое следует осмыслить с точки зрения христианской духовности и веры. (См. его статьи
О магии и оккультизме в наследии о. Павла
Флоренского. Вестник ПСТБИ. М., 2004;
Софиология Вл. Соловьёва, видения Дамы и
его стихи. Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2002.) Необычайно
интересное исследование о
«Розе мира» Даниила Андреева (Визионерский опыт, гнозис
и поэтическое воображение. Роза
мира и христианство. М.,
2001) он заканчивает словами: «Можно, конечно, обойтись без этой книги… Но в
культуре нашей что-то изменилось после её появления. В книге
есть определённая и немалая правда,
но не всё правда, и правда не вся, а та,
которая есть, неадекватно интерпретирована. К духовному опыту Даниила
Андреева нужно отнестись всерьёз и
по-настоящему переосмыслить его, а не
отмахнуться, списав на патологию или
одержимость». Так же как и для о. Александра, для Л. Василенко было очень
важно найти в культурном наследии писателя те зёрна истины, которые могут
пополнить сокровищницу духовного
опыта человечества.
По своим религиозным взглядам Леонид Василенко был экуменистом, но
не в том смысле, когда, как он писал, люди оказываются в состоянии «межконфессионального зависания» и тогда
«неясно, где же их основные церковные обязательства и в чём на них можно положиться». Он всецело принадлежал Православной Церкви и в то же
время был открыт для диалога и молитвы с христианами других Церквей. Когда в 80-е годы несколько человек из
прихода о. Александра перешли в католичество, Леонид, связанный с этими
людьми дружбой и молитвенным общением, остался верен Православной
Церкви и своему духовному наставнику. Впоследствии, оставаясь православным
философом, он преподавал в католической духовной семинарии (сначала в
Москве, а потом в Петербурге), в течение многих лет работал на католическом радио «Мария»: вёл различные программы, рассказывал радиослушателям о том, что значит быть христианином в современном мире, как осуществлять своё христианское свидетельство.
Им написано несколько статей для Российской католической энциклопедии.
Успешно преподавал он и у протестантов. По свидетельству одного из выпускников духовной семинарии евангельских христиан, Леонид Иванович
был для них не просто интересным
лектором и авторитетным преподавателем, но мостом между Православной
и протестантской Церквами. Каждый раз, когда у студентов и преподавателей возникали вопросы относительно православия, его истории и традиций,
они обращались к Леониду Ивановичу, и он с радостью давал им исчерпывающие ответы. В нём не было ни снобизма, ни высокомерия, студенты чувствовали подлинность его веры и между собой называли его братом.
Верность была одной из главных
черт этого человека. Он остался верен
и своей Церкви, и своему духовному
наставнику, которому столь многим
был обязан, и прежде всего — духовным возрастанием. С особой силой эта
верность проявилась после мученической кончины о. Александра. Леонид
Василенко стал одним из его страстных защитников от нападок в прессе
со стороны церковных консерваторов
и антисемитов. Для этого достаточно
прочесть его большую статью Посмертная травля отца Александра Меня в «Вестнике РХД» (№ 180, 2000), где он проявляет себя как прекрасный полемист, убедительный в возражениях оппонентам. Ему принадлежат также статьи об о. Александре Мене в энциклопедии «Культурология XX века» и в «Андреевской энциклопедии».
Леонид Иванович Василенко, Леонид…
Для нас ты всегда был просто Лёней.
Многое нас связывало с тобой: и о. Александр, который привёл нас ко Христу, и новодеревенский приход, и, конечно, наша маленькая молитвенная группа, куда мы приезжали и в дождь, и в стужу, и в те времена, когда было опасно и приходилось прибегать к бесхитростной конспирации, и тогда, когда, казалось, свобода могла увлечь
нас своими соблазнами. Но во многом благодаря тебе, твоей верности и преданности, и в первую очередь — твоей преданности Церкви, мы не переставали встречаться, ибо ты считал наше общение необходимым малым вкладом каждого из нас в совместное созидание Церкви как общины верных. Мы встречались более двадцати лет, чтобы молиться о наших нуждах и читать Священное Писание. Каким глубоким молитвенником ты был! Твоё присутствие всегда создавало удивительную, непередаваемую атмосферу молитвы, которая
убеждала каждого в присутствии Господа среди нас. Все наши нужды ты пропускал через себя, через своё сердце, такое чувствительное и ранимое. А как ты радовался и весь светился, когда мы расспрашивали тебя о твоих чудесных дочерях Ульяне, Лизе, Верочке… Мы нуждались в тебе, ты нуждался в нас, и мы были едины. Но мы верим, что это единство неразрушимо, потому что оно имеет высшие, неземные корни. Наверное, Бог назначает день, когда мы рождаемся в этот мир,
а также и день, когда мы рождаемся в мир иной, здесь для нас неведомый.
По-видимому, ты завершил свой путь, во многом исполнив то, что было задумано о тебе. Только так можно понять и принять конец твоей земной жизни. †
Роза Адамянц — историк, переводчик, главный редактор Фонда им. Александра Меня.
|